РЕЛИЗЫ МЕСЯЦА #Albums_of_the_month@old_school_of_rock
⚡50 лет "Electric Ladyland"⚡
50 лет назад, в октябре 1968 года, вышел третий и последний студийный альбом The Jimi Hendrix Experience - Electric Ladyland. Написанный и спродюссированный, главным образом, самим Джими, альбом демонстрирует пик его мастерства игры на электрогитаре. Это не только последний из его альбомов, сделанных вместе с группой The Jimi Hendrix Experience, но и последний из студийных альбомов Хендрикса, спродюссированный непосредственно при его участии. "Electric Ladyland" - самый популярный альбом Хендрикса, и турне в поддержку альбома было самыми популярными гастролями музыканта. После "Electric Ladyland," Хендрикс провел оставшиеся два года своей жизни в попытках организовать новую группу и записал множество песен, из которых составлялись его уже посмертные альбомы. "Electric Ladyland" имел большой успех по выходу в свет как у публики, так и у критиков. Он две недели возглавлял хит-парад альбомов США в ноябре 1968. В Британии его популярность была поскромнее - №6 в чартах. С годами англичане научились ценить "Electric Ladyland" выше, и сейчас он стоит № 10 в 100 лучших рок-альбомов всех времён по версии журнала Classic Rock. В журнале Times альбому отвели 37-ое место в такой же сотне. По опросу читателей журнала Q в 2005 году Electric Ladyland - альбом №38 среди лучших альбомов всех времён. В списках самых лучших альбомов всех времен "Electric Ladyland" занимает 38 место в журнале Q (2005), №54 в Rolling Stone (2003), №72 в телеканале VH1 (2003). Ну и конечно же, все три прижизненных альбома Джими Хендрикса, в том числе Electric Ladyland, попали в книгу 1001 альбом, которые надо послушать, прежде чем умрешь.
Двойной альбом "Electric Ladyland" вместил в себя многогранный талант Хендрикса в самых различных жанрах и стилях музыки: психоделия "Burning Of The Midnight Lamp", продолжительный блюзовый джем "Voodoo Chile", рок-н-ролл по ново-орлеански "Come On", эпическая студийная работа "1983... (A Merman I Should Turn To Be)", социальный комментарий "House Burning Down". Этот же альбом содержит одни из самых знаменитых вещей Хендрикса - "Voodoo Child (Slight Return)" и сильный кавер песни Дилана "All Along The Watchtower", который многие (включая самого Дилана) называют лучшей версией этой композиции.
Во время записи Electric Ladyland Хендрикс крепко поссорился со своим менеджером и продюссером Чесом Чэндлером и с басистом Ноэлем Реддингом. Причин было несколько. Во-первых, Хендрикс, уставший от изматывающих гастролей и тяжелого процесса записи, стал совмещать полезное с приятным, приглашая в студию друзей и знакомых. Процесс записи растягивался бесконечно, поскольку Джими мог отвлекаться с друзьями в любое время, принимая наркотики, алкоголь и т.п. В то же время, Джими начал бесконечно экспериментировать с различными комбинациями музыкантов, инструментов и различными электронными эффектами. К записи альбома привлекались, например, Дэйв Мейсон, Крис Вуд и Стив Уинвуд из группы Traffic, барабанщик Бадди Майлз и бывший клавишник Боба Дилана Эл Купер. Помимо участвовавших в записи музыкантов, в студии всегда торчали какие-нибудь тусовщики - друзья и подруги Хендрикса. Чэндлер начал выказывать раздражение от всех этих тусовок и зависания в студии сутками. Хендрикс нередко приступал к записи среди ночи, при скоплении в студии множества тусовщиков. Это ускорило уход Чэндлера от дел, он вскоре передал весь контроль за пультом самому Хендриксу.
Во-вторых, Хендрикс достал Чэндлера своей неуемной страстью к бесконечному совершенствованию. Как истинный художник, Хендрикс оставался вечно неудовлетворен своей работой и делал по много дублей каждой песни. Особенно прославилась "Gypsy Eyes", которую, говорят, записывали более 50 раз. Профессиональное и музыкальное мышление Чэндлера было ориентировано слишком коммерчески. Студийное время для него было свято. Его приучили, что песни надо записывать в считанные часы, и как каждая шашка стремится в "дамки", так каждая песня должна была, по его мнению, быть нацелена на выпуск на сорокопятке. Первые два альбома The Jimi Hendrix Experience явно свидетельствуют о влиянии Чэндлера: обе пластинки записывались в кратчайшие сроки, большинство песен имеют типичную структуру поп-песен и большая их часть длится менее 4 минут - такая длительность как раз вписывается в коммерческий радиоформат. В Electric Ladyland Хендрикс начал настойчиво отступать от подобной концепции, что возмутило всё естество Чэндлера и побудило его, в конце концов, выйти из игры. В мае 1968 он продал свою долю в менеджерской компании своему компаньону Майклу Джеффери.
Стремление Хендрикса к совершенству выводило из себя и басиста Реддинга. Он часто выбегал из студии в раздражении, не в силах терпеть бесчисленное количество дублей. А когда возвращался, обнаруживал, что Хендрикс, в его отсутствие, записал басовую партию сам. Во многих вещах так и осталась басовая партия в исполнении Хендрикса, а в "1983" даже соло на басу. Хендрикс часто писал бас сам, чтобы ускорить процесс. Зато Реддинг отвел душу, записав в альбоме собственную песню - "Little Miss Strange", исполнив главный вокал при поддержке барабанщика Митчелла и аккомпанируя себе на акустической гитаре.
Electric Ladyland вышел сначала в США в сентябре 1968 и возглавил американские чарты, став первым для Хендрикса альбомом №1. Хендрикс четко описал компании Reprise, какой он хотел видеть обложку: с цветной фотографией, сделанным Линдой Истман (будущей женой Пола Маккартни), где музыканты The Jimi Hendrix Experience сидят с детьми на статуе Алисы в Стране Чудес в Центральном Парке Нью-Йорка. Это фото в уменьшенном виде и черно-белом варианте можно увидеть с левого края на внутреннем развороте американского конверта. Однако компания-издатель почему-то проигнорировала желание автора и выбрала на обложку фотографию Хендрикса, сделанную Карлом Феррисом. Еще более вольно обошлась с Хендриксом Track Records, выпустившая альбом в Соединенном Королевстве, которая поместила на обложке 19 голых женщин, сидящих на темном фоне с конвертами пластинок Хендрикса в руках. В фильме The Boat That Rocked (Рок-волна) есть эпизод - явная аллюзия на эту обложку (когда радиодиджей Марк сидит в трюме с толпой голых женщин).